12 Королевств
Направления
Для фанатов
Сайт
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Опрос
Как вам зеленый фон сайта?
Всего ответов: 223

Путь Добродетели

Прототипы Пути Добродетели из «Двенадцати королевств» в истории Китая.

От Akinari

Два отрывка из книги по истории Китая:

"Мудрое правление Желтого императора стало золотым веком, на протяжении которого все люди были чисты сердцем и жили в процветании, внося свой вклад в развитие цивилизации. Его последователи, чье правление также проходило в гармонии с окружающим миром, вели астрономические наблюдения, календарь и контроль над наводнениями. Каждый из этих правителей занимал престол не по праву рождения, а благодаря своим личным достоинствам. Так, например, рассказывают, что когда один из них, которого звали Яо, состарился и решил найти себе достойного преемника, мудрецы посоветовали ему обратить внимание на скромного крестьянина по имени Шунь: "Он сын слепого человека. Его отец глуп, его мачеха сварлива, а сводный брат высокомерен. И все же он живет в гармонии с ними, проявляя исключительную почтительность. Он умеет справляться с собою, и его сердце не ожесточилось". Услышав этот хвалебный отзыв, правитель решил отдать Шуню в жены двух своих дочерей и наблюдать за его поведением. Испытание прошло успешно. "Послушай, Шунь, - сказал Яо, - я проверил твои советы относительно тех дел, о которых мы говорили. На протяжении трех лет они давали хорошие результаты. Я хочу, чтобы ты занял мой престол и стал государем". Шунь поначалу возражал, говоря, что он недостаточно добродетелен для того, чтобы справиться со столь ответственной задачей, но, в конце концов, все-таки согласился с предложением Яо.

Впоследствии Шунь уступил престол Юю, усмирившему потоп, а Юй положил начало династии Ся, в которой насчитывалось семнадцать правителей, благодаря чему потомки присвоили ему царственный титул Добродетельный Основатель Династии. Последний представитель его династической линии, правивший спустя пятьсот лет, оказался совсем другим человеком. Это был жестокий и порочный тиран, и его совершенно заслуженно свергли с престола, который заняла первая династия, ясно и определенно предстающая перед нами в свете истории, - династия Шан, согласно традиции, начавшая свое правление около 1750 года до н.э."

(с) Рейн Крюгер Китай. История страны /пер. Д Воронина, Ю. Гольдберга; предисл. К. Королева. - М.; СПб., 2008

"…Затем Чжоу-гун собрал на месте будущего города лидеров Чжоу и несчастных шанцев, оказавшихся вдали от дома. На встрече он провозгласил доктрину, которая на протяжении нескольких тысячелетий будет сохранять доминирующее положение в китайском политическом мышлении. Согласно ей царская власть обусловлена "мандатом Неба". Правитель заслуживает этот мандат своей добродетелью: если он перестанет следовать добродетели, мандат будет у него отобран. Хотя главным инструментом свержения власти можно считать оружие, в действительности падение династии Шан было обусловлено утерей ею Небесного мандата. Поэтому, сказал Чжоу-гун, "новый царь должен уделять самое пристальное внимание своей добродетели. Посмотрите на его древних предшественников, правителей Ся: Небо лелеяло их и защищало, пока не отвернулось от последнего из правителей, жестокого и беспощадного". Точно так же, продолжил Чжоу-гун, обращаясь к покоренным шанцам, "последний правитель Шан предался праздности, забыл дела управления и не совершал должных жертвоприношений. И тогда Небо уничтожило его... Наш же чжоуский царь хорошо относился к людям, следовал добродетели и исполнял долг перед божествами и Небом. Небо наставило нас, оказало нам милость, избрало нас и наделило нас мандатом Шан, чтобы править в ваших бесчисленных землях".

(с) Рейн Крюгер Китай. История страны /пер. Д Воронина, Ю. Гольдберга; предисл. К. Королева. - М.; СПб., 2008


Примечания из истории:

Желтый император - легендарный правитель. Его имя Хуан-ди. Взошел на трон в 2698 году до н.э. Считался основателем Китая. Был одним из пяти легендарных правителей. Династия Ся представлялась ранее мифической династией. То есть имеются лишь легенды о ее существовании, но не было фактов подтверждающих это. Сейчас вроде бы археологи получили подтверждения её существованию. Кстати, доказательства существования династии Шан имеются. Они представлены различными археологическими находками (свитками, статуэтками и т.д.)
Правление династии Шан датируется примерно 1523-1027 гг. до н.э. Последний правитель этой династии покончил с собой около 1050 года до н.э. при попытке захватить власть над территориями племенем чжоу. Армия чжоу один раз была остановлена попыткой переправиться через Хуанхэ, а во второй раз (через два года) их попытка увенчалась успехом. Традиция описывает, что 50-тысячное войско чжоу сражалось с 700-тысячной армией Шан. Однако династия Шан потерпела поражение в этой битве. Правитель чжоу У-ван остановил попытки разграбить земли и решил заняться объединением государства.
Племя чжоу изначально жило в бассейне реки Вэй. Первый из их правителей, который решился на путь завоевания всей территории, был Вэнь-ван ("Просвещенный владыка"). Однако до захвата территорий и династии Шан он не дожил, его дело продолжил его сын, У-ван ("Воинственный владыка"). Но и ему не достались лавры мудрого правителя всей захваченной территорией - вскоре после завоевания он умер. После этого к власти приходит его младший брат Чжоу-гун, назначивший себя регентом при сыне У-Вана.
Кроме того, племя чжоу переняло верования Шан, но так же они переняли у кочевников концепцию поклонения звездам. Как итог этого, верховное божество династии Шан - Шан-ди - начинает олицетворять Небо. И фактически становится Небесным владыкой. Правитель же, получающий благословение Неба и являющийся представителем Небесного владыки, становится Сыном Неба. Кроме того, Шан-ди лишь начинал иерархию различных божеств, в которых верили в ту эпоху. Самыми важными были бог урожая и бог зерна.


Мои комментарии:

В первом отрывке четко виден выбор будущего правителя по добродетельности. В 12-ти королевствах к этому моменту добавляется кирин, как проводник Воли Небес. Проще говоря, более четкое ее отображение, хотя суть выбора все равно одинаковая.
Также в том же отрывке видно, что правитель, сошедший с Пути Добродетели, теряет свою власть. Опять же, в королевствах в этом участвует Воля Небес и божественная рука самого Тэнтэя, а также кирин, посредством которого можно увидеть, что Путь Добродетели был оставлен, и можно попытаться вернуться на него. Это отображается в том, что кирин заболевает. Кстати, о таком же наказании Небес говорится и во втором отрывке, где Чжоу-гун дает объяснение почему прервалась власть династий Ся и Шан.
В 12-ти королевствах династий не было, однако наличие мандата Неба и карающей руки Небес при оставлении Пути Добродетели было. Причем в более конкретном виде, чем в истории - в виде зримого всеми проводника божественной воли - кирина. Что очень наглядно и понятно даже младенцам.
Думаю так же, что факт использования оружия как проявления Воли Небес (способа смены власти) частично убрано в романах, возможно, в следствии изучения Фуюми Оно буддизма. Однако, вполне вероятно, что это же является и обязательным условием наказания тех, кто перестал следовать Воле Небес - тематика кармы в буддизме. Впрочем, может быть, это лишь мои домыслы :))